Музыкальный руководитель
МБДОУ МО г.Краснодара
"Детский сад комбинированного вида № 126"
Капитунова Инесса Георгиевна
«Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую,
познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-
настоящему слышать ее и размышлять о ней».
(Д. Б. Кабалевский)
Памятка
родителям
Музыка детства хороший воспитатель
и надежный друг на всю жизнь.
|
Среди многих видов искусства музыка по праву
занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании ребёнка.
Музыка способна воздействовать на всестороннее развитие ребёнка, побуждать к
нравственно – эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего,
к активному мышлению.
Восприятие музыки - сложный процесс, требующий от
человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего
этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться
в особенностях музыки как вида искусства. Именно с этой целью применяют
музыкально-дидактические пособия, которые, воздействуя на ребенка комплексно,
вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым,
расширяя музыкальное восприятие в целом.
«Музыкально – дидактическая игра
считается одним из эффективных средств музыкально -сенсорного развития детей
дошкольного возраста. Особенную ценность игры приобретают тогда, когда они
используются в самостоятельной деятельности детей»- писал психолог А.В.
Запорожец.
Основное назначение музыкально-дидактических игр —
формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь
им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма,
тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с
применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают
у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению
основных свойств музыкального звука.
Наряду с главными проблемами воспитания детей стоит
вопрос о самостоятельной деятельности, которая, прежде всего, проявляется в
том, чтобы ребенок сам, без чьей-либо помощи мог применять свои умения и
навыки в повседневной жизни.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр
в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в
жизненной практике.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и
доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся
своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.
Музыкально-дидактические игры должны быть интересно
и красочно оформленными. Например, карточки с изображением музыкальных
образов — яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры.
Работа по формированию музыкальных способностей при
работе с музыкально – дидактическими играми в дошкольных учреждениях имеет
немало сложностей. Это объясняется недостатком материальной базы, отсутствием
в торговой сети готовых музыкально-дидактических игр и пособий. Поэтому
большое количество дидактического материала приходится выполнять
самостоятельно, проявив немало творчества и мастерства. В этом мне могут
помочь дети.
Игры, в которых дети сами принимают активное участие
в их изготовлении, становятся наиболее любимыми и желанными. Например, ребята
могут вырезать ритмические карточки и кружочки-ноты и приклеить с обратной
стороны фланель, чтобы использовать их на фланелеграфе, или подобрать дома в
журналах картинки, необходимые для таких игр, как «В лесу», «Что делают
зайцы?», «Из какой мы песни?» и др. В этом вы – родители, можете оказать им
помощь. Также я могу дать задание подновить карточки. С этим вполне могут
справиться дети 5—6 лет, но если вы поучаствуете в этом, то от совместного
труда ваш ребёнок получит дополнительные эмоции, а если вы организуете
музыкально - дидактическую игру дома, то эмоциям не будет предела.
В процессе игр дети не только приобретают специальные
музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности: чувство
товарищества, ответственности. Например, ребенок-артист, проникаясь
ответственностью перед товарищами — зрителями, становится более собранным,
серьезным, внимательным к своем «номеру». В игре редко отмечаются ошибки,
срывы.
|
О музыкальных способностях
детей
|
1. Раннее проявление музыкальных способностей
говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно
раньше.
2. Не расстраивайтесь, если пение, движения ребенка
далеки от совершенства: системное количественное наполнение показателей
обязательно перейдет в качественный рост.
3. Отсутствие какой-либо из способностей может
тормозить развитие остальных — значит, задачей взрослого является устранение
нежелательного «тормоза».
4. Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой,
тем более музыкальным он становится, но не забывайте помогать ребенку в
понимании прослушиваемой музыки (ее содержания, характера). Дайте ребенку
«путеводную нить» к сопереживанию: помогите малышу отыскать в душе и своем
жизненном опыте, в памяти те чувства и переживания, которые уже были когда-то
испытаны им самим, и которые созвучны характеру и содержанию прослушиваемой
музыки.
5. Не говорите, что у вас «немузыкальный ребенок»,
если вы пока ничего не сделали, чтобы эту музыкальность у ребенка развить.
|
ИГРА "ТЕНЬ-ТЕНЬ"
Спойте вашему малышу хорошо
знакомую песню "Тень-тень" и для развития у него ритмического
чувства выполните ряд игровых заданий.
Тень-тень, потетень,
Выше города плетень,
Сели звери на плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
"Всему свету я краса!"
Похвалялся зайка:
"Пойди, догоняй-ка"!
Похвалялися ежи:
"У нас шубки хороши!"
Похвалялись блохи:
"И у нас неплохи".
Похвалялся медведь:
"Могу песни я петь!"
Похвалялася коза:
"Всем вам выколю глаза!"
1. Спойте песню вместе с ребенком,
постарайтесь, чтобы он запомнил текст.
2. Попросите ребенка петь и
одновременно тихонько хлопать в ладоши, отмечая хлопками ритмический рисунок
песни.
3. Пропойте песню по ролям: вы за
автора, а ребенок за героев песни
(лису, зайку, ежей, блошек, медведя и козу). Попросите ребенка одновременно хлопать свою роль ладошками.
4. Пойте песню по ролям. Попросите
вашего малыша "петь" свою роль ладошками. Голосок должен
спрятаться, а ладошки "поют" вместо него. В начале ребенок может
помочь себе, произнося текст шепотом.
5. Поменяйтесь с ребенком ролями и
выполните предыдущие задания.
6. Попросите малыша всю песню от
начала до конца "спеть" ладошками.
Как и в первом случае, сначала можно перейти на шепот (хлопки по-прежнему остаются), затем полностью спрятать голосок и оставить одни ладошки.
7. Если ритм песни хорошо усвоен,
можно выложить его короткими и длинными полосками или длительностями.
Слушай, слушай, различай
Звук короткий и протяжный.
Чувство ритма развивай -
Это очень, очень важно.
Кончаловская Н.
Для
развития чувства ритма
Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу
играющих.
Ход игры. Дети рассаживаются
вокруг взрослого(музыкального руководителя или воспитателя)
"Сейчас, дети, пойдем с вами
на прогулку, но она необычная. Мы будем гулять в комнате, а помогать нам
будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице", -
взрослый медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же
ритмический рисунок. "А теперь мы вышли на улицу, - продолжает взрослый.
- Светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!" Частыми
ударами передает бег. Дети повторяют. "Таня взяла мяч и стала медленно
ударять им о землю", - взрослый вновь медленно ударяет молоточком. Дети
повторяют. "Остальные дети стали быстро прыгать: скок, скок", -
ударяет молоточком в произвольном ритме, дети повторяют. "Но вдруг на
небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были
маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень", - взрослый
постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. "Испугались
ребята, побежали домой", - быстро и ритмично ударяет молоточком.
ПРИМЕЧАНИЕ. Вместо музыкального
молоточка можно использовать бубен, деревянные ложки или другие ударные
инструменты (металлофон, ксилофон и др.).
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий