пятница, 14 октября 2011 г.

Дошкольник на улице


Консультация для родителей.


Обучение дошкольников безопасному поведению на улице.

   Воспитание и обучение дошкольников безопасному поведению на улице может быть эффективным при условии, если работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма воспитатель целенаправленно проводит с родителями и взрослыми, сопровождающими детей в дошкольное учреждение.
   Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания. Поэтому, находясь с ребенком на улице, они должны сами соблюдать правила дорожного движения.
   На родительских собраниях или в часы, когда родители приходят за детьми, воспитателю необходимо рассказывать им о проводимых в дошкольном учреждении дидактических занятиях по воспитанию и обучению безопасному поведению на улице. Он должен выяснить, показывают ли родители детям опасные места по дороге в детский сад, держат ли они их за руку, находясь на улице, и т.д.
   С целью формирования у дошкольников знаний, умений и навыков безопасного поведения на улице возможно применение различных форм взаимодействия и общения с родителями.
   В одних случаях это могут быть ознакомление их с материалами, представленными на стендах «уголков безопасности», публикациями в прессе по проблемам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, проведение бесед с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия с участием дошкольников в качестве пешеходов и пассажиров, показ выставок детских рисунков, поделок, макетов, плакатов, дидактического материала по тематике дорожной безопасности.
   В других случаях возможно приглашение родителей на дискуссионную встречу за «круглым столом», предложение выступить перед другими родителями, если они являются автомобилистами, врачами-травматологами или специалистами по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
   Специально организованные лекции (с приглашением специалистов) и беседы с родителями, в т.ч. индивидуальные, должны быть направлены на активизацию их заинтересованности в получении дошкольниками знаний, умений и навыков безопасного поведения на улице.
   Информируя родителей о причинах, влекущих за собой дорожно-транспортное происшествие с участием дошкольников, необходимо приводить конкретные примеры с указанием названий улиц, где оно случилось, раскрывать причины, делая акцент на неосторожное поведение родителей или взрослых по вине которых погибли или пострадали дети.
   Возможен также показ фотографий, где зафиксированы несчастные случаи с детьми, которые произошли по вине взрослых. Элемент экстремальности, вызывающий сильные эмоциональные переживания у родителей, в данном случае может способствовать повышению у них бдительности, осторожности, восприимчивости к предостережениям, касающимся безопасности на дорогах.
   Статистика показывает, что значительное число дорожно-транспортных происшествий с участием дошкольников происходит также в ситуациях, когда они правильно ведут себя на улице, но из-за своего маленького роста бывают не видны водителями. Поэтому дошкольники должны находиться на улице только с взрослыми и держать его за руку.
   Большое число дорожно-транспортных происшествий с участием детей – пассажиров происходит по вине родителей, которые перевозят детей в автомобилях на переднем сиденье или на коленях, не используя специальное детское удерживающие кресло и не пристегивая их ремнями безопасности.
   В беседах следует рассматривать вопросы об опасностях на дороге в дошкольное учреждение, особенно при плохой погоде, недостаточном освещении, а также о неудобной одежде детей (капюшон, зимняя шапка – ушанка, туго завязанный шарф и др.), которая может мешать их движению, ухудшать слух, затруднять повороты головы при осмотре проезжей части дороги.
   С родителями важно проводить беседы о психофизиологии восприятия дошкольниками дорожной среды. Необходимо объяснять, что дети погибают, получают травмы и увечья чаще всего из-за их возрастных и психофизиологических особенностей поведения на улице.
   В силу своего возраста дошкольники, находясь на улице, не всегда осознают опасность, не знают, что движущийся автомобиль не может сразу остановиться при внезапном появлении пешехода на проезжей части. Дети считают, что если они видят автомобиль, то и водитель тоже видит их и объедет. Они не способны заметить приближающиеся издалека транспортные средства и правильно оценивать дорожную ситуацию.
   У дошкольников другие особенности слуха и зрения. Им сложно определить, откуда слышится звук. Они реагируют только на те звуки, которые им интересны. Не могут перевести взгляд с близких объектов на дальние, и наоборот. Услышав сигнал автомобиля, дошкольники могут сделать роковой шаг навстречу опасности. Они боятся больших грузовых машин, автобусов, троллейбусов и недооценивают опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов.
   Дошкольники не умеют эффективно использовать периферическое зрение и полностью «выключают» его, когда перебегают дорогу, фокусируясь на каком-либо предмете, не в состоянии определить, близко или далеко находится автомобиль, быстро он едет или медленно. Из-за своего небольшого роста они не могут целостно обозревать происходящее на дороге.
   Исследования психофизиологов показывают, что у дошкольников не развито боковое зрение, угол зрения в 10 раз меньше, чем у взрослого. Время реакции ребенка на опасность с момента ее обнаружения составляет 1,3-1,5 с, а у взрослого 0,6-0,8 с.
   У детей дошкольного возраста не сформирована координация движений, они не могут одновременно выполнять сразу несколько действий.
   В экстремальной ситуации, когда нужно решить, как поступить, дошкольники теряются, впадают в состояние безысходности, незащищенности. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе.
   Ребенок медленно и чаще неправильно принимает решение, так как теряется, не зная, что делать. Именно поэтому дошкольников нельзя отпускать одних на улицу, при переходе через дорогу взрослые всегда должны держать ребенка за руку. Особенно это касается детей, которые входят в группу риска (слишком подвижные, излишне эмоционально-возбудимые или, напротив, заторможенные).
  





2 комментария:

  1. Спасибо за консультацию - важно не только рассказывать детям о поведении на улице, но и учить их родителей быть примером для своих детей

    ОтветитьУдалить
  2. Очень грамотная и полезная консультация. Спасибо большое за Ваш труд, заботу и внимание к детям.

    ОтветитьУдалить